Как вы, скорей всего, уже знаете, с 14-го июля 2020 года Spotify доступен В России, Украине и еще в 11-ти новых странах Евразии. Не прошло и 20 лет — всего-то 14.
Я давно положил глаз на этот сервис и когда-то даже регистрировался там через VPN. Интересно было находить там советские и российские группы, зная, что при этом на постсоветском пространстве слушать их тут нельзя. Постоянно включать на устройствах VPN, чтоб пользоваться сервисом, было проблематично, и я его забросил.
Теперь же, по такому случаю, я хочу сделать небольшой обзор технических характеристик стриминга Spotify. Вообще говоря, сам сервис очень доходчиво расписал всё на страницах Mastering & loudness – FAQ – Spotify for Artists и Настройки звука - Spotify, но для ленивых я соберу всю инфу в одном месте и еще добавлю немного исследований.
Качество звука
К счастью, Spotify не использует MP3, вместо него он кодирует с помощью более прогрессивных кодеков AAC и Ogg Vorbis. Это, конечно, не Opus (который используется Google/Youtube), но тоже неплохо. Причем предпочтение отдаётся Vorbis, а AAC нужен только для Web-плеера и для экстремально низкого качества. Причина использования AAC для веб-плеера — более широкая поддержка старыми версиями браузеров. Можете сравнить сами: Can I use Vorbis, Can I use AAC. Что же касается низкого качества, то на битрейте около 24 кбит/с (см. дальше) HE-AACv2 (SBR + Parametric Stereo) долго не было равных (до появления Opus). Кстати, из доступных нам кодеров кодировать в HE-AACv2 умеет только Nero AAC.
Расклад по пресетам для стриминга следующий:
Как видим, высокое качество уже является достаточным, ведь на битрейте ~160 кбит/c VBR Vorbis уже даёт неотличимое от оригинала звучания в подавляющем большинстве случаев. По результатам моих ABX тестов на этом битрейте он прозрачнее MP3 CBR 320.
Таким образом, вам не обязательно покупать премиум аккаунт, чтобы насладиться достойным качеством звучания. Хотя, с другой стороны я всерьёз подумываю перейти с Youtube Music на Spotify. Благо, для Украины Spotify Premium в два раза дешевле, чем для США (кстати, для России, еще в 2 раза меньше — 2.5 доллара вместо 5).
Для интереса я записал инструментальное вступление композиции АукцЫон — Пропал во всех вышеупомянутых вариантах качества. Этот фрагмент имеет насыщенный спектр, благодаря чему можно примерно оценить работу кодеров по спектрограмме:
Также выкладываю файл записи.
Для Vorbis мы имеем срезы на 22, 21 и 16.5 кГц. Для AAC - на 22, 17.5 и 15 кГц. Что касается последнего среза, тут всё не совсем так, т. к. у HE-AAC срез AAC LC части находится примерно на 11 кГц, а выше отрабатывает синтез ВЧ (SBR).
Должен сказать, что в браузере различия между AAC 128 и 256 так же незаметны на большинстве треков, так что и тут наличие премиум аккаунта не так критично.
Выравнивание громкости
Spotify — за равенство и против войны. За равенство громкости композиций и против войны громкостей.
До недавнего времени Spotify использовал выравнивание громкости (которое включено в настройках по умолчанию) до -12 LUFS (про LU я как раз писал в недавней статье про тонкомпенсацию). В этом году значение было откорректировано, и теперь в FAQ для музыкантов указано целевое значение -14 LUFS. То есть если какой-то хитрец захочет выделиться и сделать свою музыку громче, чем у других, Spotify поставит его на место, выполнив нормализацию аналогичную той, которую выполняет ReplayGain в foobar2000.
Еще интересней то, что Spotify настолько любезен по отношению к пользователям с премиум аккаунтом, что позволил им выбрать три варианта целевой громкости. И назван он для простоты "Уровень шума вокруг":
Конечно, для любопытствующего пользователя только по его названию сложно понять, что это за параметр. Но так уж устроен наш мир — интерфейсы сейчас ориентированы скорей на недалёких и ленивых.
Для тех, кто ещё не понял, поясню. Если мы выставляем низкий уровень целевой громкости, то музыка может попросту утонуть в шумах, если они очень высокие. И не всегда мощности устройства хватает, чтобы повысить фактическую громкость воспроизведения до нужного уровня.
Что же касается значений целевой громкости (они указаны в руководстве для музыкантов), уровень "нормально", который стоит по умолчанию и также доступен без премиум аккаунта, — это и есть те самые -14 LUFS. "Громко" — это -11 LUFS, а "тихо" — -23 LUFS, рекомендуемые актуальным сегодня стандартом EBU R128. Если не знаете, ReplayGain по умолчанию использует целевой уровень -18 LUFS.
Если захотите потестировать разные уровни, помните, что значение вступает в силу не сразу после установки, а только при переключении трека.
В свете вышесказанного меня заинтересовал один вопрос: для коррекции громкости используется значение Track Gain или Album Gain? Если Track, то это было бы не очень хорошо, т. к. в таком случае терялся бы баланс громкости между треками внутри альбома. Но Spotify не ударил лицом в грязь. Я взял трек, для которого усиление значительно отличается от усиления для всего альбома. Далее я воспроизвел его в foobar2000 с Album Gain и в Spotify — громкость оказалась идентичной.
Стриминг на другие устройства
При установке приложения Spotify на телефон оно сразу же обнаружило мой ресивер Denon, подключенный через аккаунт HEOS. Я получил возможность стримить аудио прямо на него. Но тут у меня возник вопрос: а в каком же качестве стримится музыка на ресивер? HEOS Music не поддерживает Vorbis, поэтому передача проходит либо в AAC, либо в PCM WAV.
Как оказалось по результатом замеров с выхода ресивера, стримить 1411 кбит/с конечно же никто не будет, и потому передача происходит в формате AAC — 256 кбит/c для премиум и 128 для обычного аккаунта, т. е. аналогично веб-версии.
Неприятным сюрпризом для меня оказалось то, что при стриминге на ресивер, как и в веб-версии плеера, выравнивание громкости не работает. То есть в случае, если управлять музыкой вы планируете на компьютере, то выводить её нужно на системное устройство воспроизведения, и на ресивер в таком случае лучше выводить по USB или HDMI. Конечно, это делает невозможным вывод с равной громкостью с компьютера на устройство в другой комнате или с телефона на ресивер.
Покопавшись немного, я понял, в чем логика. Дело в том, что при стриминге на другое устройство аудио играет с настройками приложения на этом устройстве. Т. е. если я с телефона, где стоит целевая громкость -11, выберу воспроизведения на компьютере, где у меня целевая громкость -23, играть будет с последней. В случае же с аккаунтом HEOS, на их стороне выравнивание, видимо просто выключено. Но это я еще планирую выяснить у техподдержки.
Итог
Итак, за небольшими исключениям, технически стриминговый сервис Spotify построен весьма грамотно. Так что всячески рекомендую. Тем более что с точки зрения удобства и количества музыкального материала, Spotify нет равных.