Предыстория
Как известно, технология EAX (Environmental Audio Extensions), являющаяся расширением DirectSound3D, была разработана компанией Creative Labs и впервые представлена с выходом карты Sound Blaster Live! в 1998 году. На то время аппаратная обработка звука позволяла не только получить некоторые эффекты окружения, но также и разгрузить центральный процессор (который в противном случае сам выполнял обработку звука в соответствии с заложенными в игре алгоритмами). Этот момент активно использовался компаниями в ходе маркетинга.
Последняя версия EAX 5.0 впервые появилась в картах поколения X-Fi, выпускаемых с 2005-го года. Некоторые из карт X-Fi даже оснащались встроенной памятью размером 64 МБ (у других карт также было ОЗУ, но размером всего 2 Мб), что позволяло еще больше повысить быстродействие и производительность.
К сожалению, в дальнейшем аппаратная обработка звука потеряла свою актуальность. Во-первых это обусловлено тем, что современные многоядерные процессоры легко справляются с задачами обработки звука в режиме реального времени. Ну а когда в свет вышла ОС Windows Vista, и подсистема DirectSound канула в небытие, смысл тратить средства на разработку алгоритмов и устройств аппаратной обработки звука практически исчез. Кроме того, большинство пользователей к звучанию игр относится на порядок менее требовательно, чем к визуальным графическим эффектам.
Таким образом качественный звук в играх остался уделом лишь небольшой группы энтузиастов, и всего лишь одной из галочек в характеристиках той или иной звуковой карты. Остается радоваться хотя бы тому, что производители Creative, ASUS и Realtek позаботились (хоть и с различным успехом) о возможности получить аппаратное ускорение звука в новых ОС.
Creative, ASUS и Realtek
Итак, сегодня у меня в распоряжении одни из лучших представителей модельного ряда аудиокарт Creatve и ASUS — Creative X-Fi XtremeGamer и ASUS Xonar Essence STX.
Картами фирмы Creative я пользуюсь очень продолжительное время. Помнится, моя первая интегрированная карта даже не могла раскачать наушники с импедансом 32 Ом — звук был тихим, а всё что ниже 100 Гц - отсутствовало напрочь. По совету одногруппников «купить любую дискретную карту» и по счастливому стечению обстоятельств, я приобрел тогда за 32$ карту SoundBlaster Audigy SE. Звучала она на порядок лучше встроенной, да еще и обладала поддержкой EAX 3.0, которая с обновлением драйверов расширялась до 4.0. Поддержка хоть и не аппаратная, но с технологией EAX я познакомился именно так. Затем была карта Audigy 2 Value, которую я купил на барахолке. Она уже поддерживала полноценную аппаратную обработку звука (также EAX 4.0).
В 2007 году я наконец приобрел венец творения Creative — карту с чипом X-Fi. Тогда я в общем-то и начал обращать пристальное внимание на 3D звук в играх.
Итак, вышла Vista, аппаратная обработка звука канула в лету вместе с DirectSound. Но разработчики аудиокарт нашли выход из этого положения — использовать OpenAL. Creative выпустила ALchemy, даже Realtek соорудили утилиту 3DSoundBack. ASUS также воспользовались OpenAL, но реализовали всё это дело несколько иначе. О том, что у них получилось — далее.
Windows XP
Ситуация оказалась весьма интересной. Начнем с Windows XP, где карты должны работать без всяких мостов, непосредственно через DirectSound. Для X-Fi RightMark докладывает о поддержке всех версий EAX вплоть до 5 со 128 буферами через оба интерфейса (DS и OpenAL):
Device: SB X-Fi Audio [EC00] (ctaud2k.sys)
Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 1
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 128
dwMaxHwMixingStaticBuffers 128
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 128
dwMaxHw3DAllBuffers 128
dwMaxHw3DStaticBuffers 128
dwMaxHw3DStreamingBuffers 128
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
Тоже самое говорит и AIDA64:
Для Xonar Essence STX в обычном режиме ситуация следующая. RightMark также показывает поддержку всех версий EAX со 128 буферами:
Device: ASUS Xonar Essence STX Audio (cmudaxp.sys)
Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: ASUS Xonar Essence STX Audio
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
AIDA64 же показывает поддержку только до EAX 2.0 в режиме DS, и дополнительно эмуляцию EAX 3.0 и 4.0 (но всего 64 буфера) для OpenAL:
Теперь включим режим GX в панели карты. В RightMark результаты не изменились:
Device: ASUS Xonar Essence STX Audio (cmudaxp.sys)Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: ASUS Xonar Essence STX Audio
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
AIDA64 теперь для DirectSound показывает дополнительно поддержку EAX 5.0 (3 и 4 не поддерживаются!):
Для OpenAL устройства также появилась поддержка EAX 5.0:
Теперь что касается реальной ситуации с EAX. Очевидно, данные из RightMark оказались неверными — на деле карта поддерживает только EAX 1.0 и 2.0 без режима GX, а вот EAX 5.0 поддерживает очень небольшое количество игр. Таким образом Medieval II: Total War, работавший на X-Fi в режиме EAX 4.0, на ASUS заработал только с EAX 2.0.
Еще одним сюрпризом стало то, что после установки карты ASUS игра перестала определять поддержку EAX (любой версии) у X-Fi. Хотя тот же RightMark 3DSound Positioning Accuracy test успешно работает в режиме EAX 4.0.
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat, работающий через OpenAL с поддержкой EAX 5.0, в режиме GX под XP работает некорректно (отсутствуют некоторые звуки).
Windows 7
Теперь посмотрим, как обстоят дела под Windows 7. Для карты X-Fi без использования Creative ALchemy поддержка EAX (всех версий) есть только через OpenAL:
Device: Динамики (2- Creative SB X-Fi) ({0.0.0.00000000}.{8bbfd6e2-e337-4e2d-8ee8-059774f0372a})Features:
Device has not enough hardware 2D buffers
Device has not enough hardware 3D buffers
EAX 1.0: N/A
EAX 2.0: N/A
EAX 3.0: N/A
EAX 4.0: N/A
EAX 5.0: N/A
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 200000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
При подключении к приложению библиотеки Alchemy появляется поддержка четырех версий EAX для устройства DirectSound:
Device: Динамики (2- Creative SB X-Fi) (ct_oal.dll)Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: N/A
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 1
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 121
dwFreeHw3DStaticBuffers 121
dwFreeHw3DStreamingBuffers 121
dwFreeHwMixingAllBuffers 121
dwFreeHwMixingStaticBuffers 121
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 121
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 128
dwMaxHwMixingStaticBuffers 128
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 128
dwMaxHw3DAllBuffers 128
dwMaxHw3DStaticBuffers 128
dwMaxHw3DStreamingBuffers 128
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Что касается поддержки 5.0 — устройству вовсе необязательно о ней сообщать, так как в картах X-Fi расширения 5.0 включаются вручную в панели (X-Fi CMSS 3D, MacroFX, Elevation Filter) и работают во всех приложениях, использующих DirectSound 3D.
Под Windows 7 на X-Fi с EAX прекрасно работают все игры, в т.ч. Medieval II (через Алхимию) и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (OpenAL). Но, к сожалению, некоторые игры (например, Rome II: Total War) отказываются подхватывать файл ALchemy, и в итоге звук мимо микшера Windows Audio Session пустить не удаётся. Таким образом, даже при установке в игре многоканального звука, сводиться в стерео он будет операционной системой.
Для карты ASUS RightMark, опять же, даже в обычном режиме, по непонятным причинам показывает поддержку всех версий EAX — как через DS, так и через OpenAL:
Device: Динамики (ASUS Xonar Essence STX Audio Device) ({0.0.0.00000000}.{ec672047-d48e-4cf1-ad84-ee228e5d188e})Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: ASUS Xonar Essence STX Audio Device
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 62
Hardware 3D Buffers 62
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
AIDA64 отображает более реальные данные. Отсутствие аппаратного ускорения через DS:
И поддержка EAX 1.0/2.0, а также эмуляция 3.0/4.0 (как на XP):
В таком режиме аппаратное ускорение звука в играх не работает вообще, за исключением тех, что используют непосредственно OpenAL.
В режиме GX RightMark сообщает всё те же данные, не вполне отражающие реальное положение вещей:
Device: Динамики (ASUS Xonar Essence STX Audio Device) ({0.0.0.00000000}.{ec672047-d48e-4cf1-ad84-ee228e5d188e})Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000
Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 128
dwFreeHw3DStaticBuffers 128
dwFreeHw3DStreamingBuffers 128
dwFreeHwMixingAllBuffers 128
dwFreeHwMixingStaticBuffers 128
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 128
Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 129
dwMaxHwMixingStaticBuffers 129
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 129
dwMaxHw3DAllBuffers 129
dwMaxHw3DStaticBuffers 129
dwMaxHw3DStreamingBuffers 129
Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0
Device: SB X-Fi Audio [EC00]
OpenAL 1.1
Features:
Hardware 2D Buffers 127
Hardware 3D Buffers 127
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: Available
EAX 4.0: Available
EAX 5.0: Available
X-RAM: N/A
AIDA64 теперь отображает ускорение и поддержку EAX, EAX 2.0/5.0 для интерфейса DS и дополнительно поддержку EAX 5.0 для OpenAL:
Ситуация в играх следующая. Medieval II работает в режиме EAX 2.0 при включенном GX. Сталкер в режиме GX ведет себя весьма странно — еще в меню появляются фоновые шумы, а при старте игры звук вообще пропадает.
Однако, у ASUS под Windows 7 есть одно преимущество. В панели управления картой имеется отедльный выбор количества каналов, сообщаемого ОС (сама карта стерео и имеет физически только два канала). Таким образом можно сообщать играм о поддержке звука 5.1, пропускать многоканальный поток через ОС, а затем сводить звук в стерео алгоритмами звуковой карты (с использованием технологий Dolby). Эта возможность оказалась очень полезной для Rome II, который отказался подхватывать файл ALchemy (а на X-Fi настройки конфигурации каналов синхронизируются с количеством каналов в ОС), и потому в эту игру приятней играть с использованием карты ASUS.
В целом, для ASUS можно отметить довольно неплохое позиционирование и локализацию источников в пространстве, хотя у X-Fi из-за технологий, входящих в EAX 5.0, позицинирование несколько лучше.
И, опять же, как и на XP, драйвера карты ASUS вошли в конфликт с X-Fi (видимо, эо связано с совместным использованием OpenAL) и теперь в том же Medieval II EAX для X-Fi недоступен даже при подключении ALchemy.
Итог
Таким образом мы имеем весьма странную поддержу EAX у карты ASUS Xonar Essence STX. Полноценно поддерживается только первая и вторая версии EAX, 3-я и 4-я работают только в режиме эмуляции, и только под OpenAL, что делает их использованием невозможным в играх работающих через DirectSound. Поддержка 5.0 включается в специальном режиме GX, но и она весьма сомнительная, учитывая странные неполадки в том же Сталкере.
С учетом всего вышеописанного, можно сказать, что карты ASUS совершенно не могут составить конкуренцию Creatiive X-Fi в играх. Единственным преимуществом ASUS оказалось возможность отдельной установки количества динамиков для ОС Windows Vista/7/8.
Также надо отметить недостоверность результатов, сообщаемых программой RightMark 3DSound CPU Utilization test для звуковой карты ASUS.
Информация от спонсора
RadioPotok.ru: потоковое аудио и видео, онлайн. Здесь Вы можете смотреть видеоклипы онлайн. Лучшие клипы, новинки, популярные — всё в одном месте.