Не смотря на то, что формат 24/48 и выше — явный оверкилл, записи в high-res форматах всё же обрели некоторую популярность в среде так называемых «цифровых аудиофилов». Впрочем, с другой стороны, получить DVD-Audio из студийной записи несколько легче — например, не надо отягощаться проблемой выбора алгоритма дезеринга для качественного понижения разрядности.
Так или иначе, в этой статье я хочу рассказать о формате DVD-Audio. А точнее, о том, как правильно извлечь из него аудио и привести его к удобоваримому виду.
Для примера я взял пару образов DVD-Audio. Первый — ISO образ диска с Седьмой симфонией Шостаковича в формате 5.1.
Итак, у нас есть файл *.iso. Для работы с ним мы будем использовать плеер foobar2000 с установленным плагином DVD-Audio Decoder, а также консольными кодерами — FLAC или любого другого формата. Для удобства вы можете скачать мою сборку foobar2000, где всё это уже установлено.
Имеющийся образ мы можем открыть непосредственно в foobar2000, либо же смонтировать его и открыть в проводнике файл AUDIO_TS/AUDIO_TS.IFO:
Примечание: данный DVD является гибридным и содержит также файлы в папке VIDEO_TS. Это позволяет воспроизводить его на обычных DVD плеерах, как видео (аудиодорожка записана в формате AC3 5.1 448 kbps).
В плейлист добавятся найденные на диске треки:
Как правило, на диске имеется многоканальная дорожка и стерео дорожка. Обратите внимание: загрузку в плейлист стерео даунмикса, а также ненужных коротких аудиофайлов можно отключить в настройках плагина:
Нам понадобятся именно многоканальные треки. В данном случае они имеют формат, указанный в поле Title — левый, правый, левый боковой, правый боковой, центральный и НЧ каналы в формате 24 бит/48 кГц. Обратите внимание: некоторые диски могут содержать запись с разной частотой дискретизации у фронтальных и тыловых динамиков. Например, диск «Invaders Must Die» The Prodigy имеет формат Lf-Rf 24/96000 + C-LFE-Ls-Rs 24/48000 — т.е. фронтальные каналы имеют более высокую частоту дискретизации.
Теперь нам нужно определиться с форматом, в который мы будем кодировать аудио. Это может быть как lossless, так и lossy. В качестве формата без потерь я рекомендую FLAC или WavPack (энтузиастам могу также порекомендовать TAK, но воспроизвести его скорее всего удастся только на своём компьютере). Для кодирования во FLAC можно использовать FLACCL, что несколько повысит скорость кодирования и степень сжатия.
Если же вы не маньяк и не преследуете цель сохранить исходное аудио бит-в-бит, то можете воспользоваться lossy кодированием. В таком случае рекомендую использовать QuickTime AAC.
Теперь насчет частоты дискретизации. Если у каналов она оказалась разной, то при кодировании следует преобразовывать всё в более низкую, иначе получите в СВЧ области отражение более низких частот (т.к. декодер выполняет повышение частоты дискретизации по самому простому алгоритму, с использованием интерполяции нулевого порядка) — а это вовсе ни к чему. Так что в цепочку DSP следует установить SoX Resampler и выбрать в его настройках нужную частоту.
Что касается конвертирования средствами foobar2000 — об этом давно есть соответствующая статья. Также, если вы хотите снизить разрядность и/или частоту дискретизации, микшировать аудио в стерео (например, для записи на Audio CD) — можете почитать статью Преобразование аудио высокой разрядности в 16 бит/44.1 кГц стерео.
В моём случае, для симфонии Шостаковича результирующий средний битрейт FLAC (FLACCL, level 11) составил 4019 кбит/с против 6912 кбит/с у исходного MLP аудио. Теперь в полученные файлы легко можно записать теги.